«Быть везде! Быть первыми!»
HRD, профессиональный рекрутер, автор 50+ программ по подбору, рекрутер 15+ лет, партнер консалтинговой компании CordisON, спикер курса «Системный подбор персонала: от классики до digital» Академии развития бизнеса.
Ольга Чумакина
Мы пообщались о том, какими навыками должен обладать рекрутер, об инструментах современного рекрутмента и о проблеме профессионального выгорания в сфере подбора.

Управление персоналом — сфера-лидер по количеству вакансий, а рекрутер — самая популярная специальность по данным нескольких исследований за этот год. Ольга, на ваш взгляд, легко ли сейчас попасть в профессию и развиваться в этом направлении?
— К сожалению, по-прежнему слишком легко. Однако нужно различать, для кого «легко». Для кандидата с первичным опытом, который только окончил курсы и устроился на какую-то вакансию, или для опытного рекрутера?

Последний глубоко прокачался в поисковых технологиях, в оценке, в переговорных навыках для построения отношений с нанимающими менеджерами, обладает высоким уровнем эрудиции, понимает основные бизнес-процессы, владеет прикладной экспертизой в какой-либо области. Тут речь не только об IT, но тот же подбор в медицине, в фармацевтике, в производстве, на проекте массового подбора — все это про другие задачи и другие цифры.


Какие навыки и качества необходимы, чтобы стать успешным рекрутером в 2024 году?
— Простите, невежливо отвечу вопросом на вопрос. Успешным рекрутером в какой технологии? Сегодня нужен очень разный набор навыков в зависимости от специализации. Тут часто возникает спор между разными школами рекрутмента. Однако общие тенденции эффективности, на мой взгляд, можно отметить.

Я буду говорить об «универсале», когда речь и о сорсинге, и об оценке, и о правильном диалоге с кандидатом и с нанимающим менеджером:

1. Высокая обучаемость и скорость в запоминании информации. Есть точное описание этому навыку — быстро «врубаться» в новый информационный объем.

2. Высокий уровень технических навыков, понимание работы поисковых машин. В целом быстрое освоение любых новых технологий, поисковых алгоритмов и т.п.

3. Глубокое понимание современной структуры бизнес- коммуникаций и коммуникаций сообществ, например, жителей конкретного региона. Тут речь не только про онлайн, но и про оффлайн.

4. Высокий уровень подготовки в области маркетинга, психологии, социологии, этнографии, демографии и политологии, а также особенностей кросс-культурного взаимодействия. Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому важно понимать, какие особенности возникают в коллективе с большим перекрестком культур, разных историй и школ. При подборе в любой другой стране, в силу глобализации и развития дистанционной работы, мы должны быть в этом подкованы.

5. Понимание структуры бизнес-процессов. Достаточно странно, когда рекрутер не понимает связи между целями бизнеса, условиями, в которых их реализуют, технологиями и методами, которые применяют в компании и на рынке. Важно знать особенности оборудования рабочего места, почему именно такие задачи на данной позиции и т.д.

Тут нельзя сказать; «А мне нанимающий менеджер этого не говорил». Или, как недавно мне заявили на тренинге: “А он что, не может ртом эти слова сказать?”. Не может — он не знает, что вам надо для успеха и зачем надо. Например, бывает MS SQL, а бывает My SQL. Нельзя рекрутеру сказать, что вы просто «используете SQL» — это не информативно.
Достаточно странно, когда рекрутер не понимает связи между целями бизнеса, условиями, в которых их реализуют, технологиями и методами, которые применяют в компании и на рынке.
Автоматизация и цифровизация HR-процессов с использованием ИИ – это тренд последних лет. Как он повлиял на навыки специалистов по подбору персонала?
— Цифровизация повлияла именно в аспекте цифрового мышления самого рекрутера. Теперь больше специалистов понимают, что мы самая большая страна по присутствию в сети Интернет.

Расширились горизонты восприятия поисковых запросов. Сегодня уже не надо никого убеждать, что boolean search запрос — это удобно и быстро, а не «магия и шаманство», которая у нормальных людей не получается.

Кстати, возвращаясь к предыдущему вопросу, все больше рекрутеров правильнее используют источники подбора в части перекрестков. Например, понимают, что уже не эффективно искать кандидата в одной социальной сети — он может иметь аккаунт в одной, а быть каждый день в другой.

С искусственным интеллектом посложнее. Пока это начальная стадия с минимальным количеством пользователей в масштабе. Думаю, к этому вопросу нужно вернуться года через два.
Если говорить про ИИ, то недавнее исследование SuperJob показало, что только 2% рекрутеров используют его возможности при подборе персонала. Чаще всего в опросе речь шла о чат-ботах, которые отбирают резюме и/или отклики по заданным параметрам, отвечают на вопросы и тестируют соискателей, передают информацию в базу данных. Как вы считаете, правдива ли такая маленькая цифра?
— Не совсем поняла связку ИИ и чат-ботов. Чат-бот — это хороший, простой массовый инструмент. Именно эра цифровизации, когда банки и государство приучило население массово применять чат-боты, мы пожинаем плоды, делая простые формы контакта с кандидатом. Например, сам выбери время собеседования и приходи к нам, получи ответы на свои вопросы здесь и сейчас, а не когда будет доступен рекрутер.

На мой взгляд, эти 2% как раз те, кто использует ИИ. В случае с чат-ботами цифра должна быть больше.
Круг задач HR-специалистов становится все шире. Постоянное общение с кандидатами, долгое закрытие вакансий, рутинные процессы – все это причины выгорания, а как следствие – уход из профессии. Что могут сделать HR-руководители, чтобы уберечь своих подчиненных от выгорания?
— Чаще выгорают те, кто работают в «обрезке» технологий, в невыполнимых условиях или пришедшие в профессию по ошибке. Мы сейчас не берем более сложные истории, все же после пандемии все сильно изменилось. Поэтому основной рецепт — учить, внедрять системные технологии, обучать нанимающих менеджеров наравне с рекрутерами. Строить процессы системного присутствия на рынке.

Всем интереснее работать, когда есть качественные лендинги, чат-боты и другие ресурсы. Сложно, когда данных нет, «нанимающего менеджера не трогай», есть пара оплаченных публикаций, и вперед — «творить чудеса». Это тоже классная задача, но она игровая, без качественного запроса долго на ней интерес не поддержишь. Рекрутмент базируется на результатах 17 наук, поэтому без системного подхода такая работа не будет долго приносить удовольствие.
Какие методы в подборе устаревают, а какие наоборот станут еще более актуальными в следующем году?
— Нет понятия «устарели». Сейчас у нас невероятно широкая линейка методов, а 20 лет назад не было и половины этих возможностей. Но, по-прежнему, решают все — место, ситуация и условие.Где-то возможно и выстрелит удача, если разложить листовки в соседнем с офисом домом. Да, такой метод сработает в массовом подборе простых позиций на крупные склады, магазины и т.д.

Но это не про «устарели», это про частоту использования с тем учетом, что появились другие более быстрые и управляемые инструменты.
Рекрутмент базируется на результатах 17 наук, поэтому без системного подхода такая работа не будет долго приносить удовольствие.
Как адаптировать стратегию найма с учетом таких изменений, как развитие технологий, популярность гибридной работы, дефицит кадров?
— Быть везде! Быть первыми! Информация о вакансиях, о том какие вы крутые и классные должна быть везде. Не забывать про «старое доброе сарафанное радио». Вкладывайте в нетворкинг системные усилия.

Используйте инструменты накапливания аудитории. Если есть своя тема, то проводите для целевой аудитории бесплатные мини-вебинары.

Ротация видео даст постоянный приток целевых лидов. Поддерживайте с ними отношение, будьте в шаге от вашей целевой аудитории. А когда вы публикуете вакансию — проницаемость будет максимальной.
Информация о вакансиях, о том какие вы крутые и классные должна быть везде.
Ольга, дайте, пожалуйста, несколько советов, как оставаться гибкими и адаптивными к постоянным изменениями и в подборе, и в целом, в HR-сфере?
— В рекрутменте мы постоянно должны быть гибкими и адаптивными. Каждый месяц, а не раз в год мониторить, пробовать, учиться. Вот кстати, один из классических проблемных моментов — на учебу сходили, но ничего не сделали. Учитесь и сразу применяйте!

Ставьте себя на место кандидата, как меняется его жизнь, как меняются его информационные пути, где он теперь чаще бывает и т. д. Удачи коллеги!
Беседовала Александрина Сергеева
Шеф-редактор АРБ.Медиа, член Союза журналистов России
Познакомьтесь с профессией рекрутера на нашем новом курсе «Системный подбор персонала: от классики до digital» с Ольгой Чумакиной.

На одном из модулей вы узнаете:
1. Почему рекрутеры профессия, которая еще долго «не умрет»;
2. Что сегодня должен знать рекрутер;
3. Виды специализаций рекрутеров;
4. Цифровизация в подборе и почему это не про автоматизацию.

Запланируйте свое обучение и станьте востребованным специалистом уже в новом году.